Венчание Православная семья Учение святых отцов о семейной жизни
Учение святых отцов Рѕ семейной жизни Печать E-mail
Автор: Юрий Максимов   

Святые отцы о христианском бракеСвятые отцы церкви уделяли христианской семейной жизни довольно значительное внимание. Сложно найти святого отца, чьи поучения не содержали бы советов для семейных христиан о том, как правильно, по Евангелию, вести супружескую жизнь, строить семейные отношения, заботиться о домашних и близких. В публикуемой статье собраны цитаты из творений святых отцов разного времени на тему семейной жизни во Христе.

Учение святых отцов о семейной жизни

Р?деальная православная семья, представляя СЃРѕР±РѕР№ малую Церковь, помогает каждому своему члену достигать Царства Небесного. РћР± этом РіРѕРІРѕСЂРёР» святитель Р?оанн Златоуст: «Где РјСѓР¶, жена Рё дети соединены узами добродетели, согласия Рё любви, там среди РЅРёС… Христос»[1]. Уместно привести здесь Рё слова святителя Феофана Затворника: «Кто РІ семье живет, тому Рё спасение РѕС‚ семейных добродетелей»; «Совершенства можно достигнуть Рё среди семейной жизни. Надо только страсти погашать Рё искоренять»[2].

Однако семейная жизнь приносит не только радости, с ней связаны и неизбежные трудности как внутреннего (отношения между членами семьи), так и внешнего (материальное обеспечение существования семьи) характера. Об этой стороне так отзывались святые Русской Православной Церкви: «Семья – это житейский крест для главы! – Терпи, покорствуя Господу, и все с своей стороны делая, все предай в волю Божию»[3] «Семейные тяготы должно переносить как добровольно избранную нами долю. Задние мысли тут скорее вредны, нежели полезны. Спасительно лишь то, чтобы о себе и о семействе молиться Богу, да сотворит о нас полезное по воле Своей святой»[4]..

РћРґРёРЅ РёР· соблазнов семейного человека – Р·Р° хлопотами Рѕ сродниках позабыть РїСЂРѕ Бога, охладеть Рє вере. РћР± этом предупреждает святитель Николай Сербский: «Если человек посвящает РІСЃРµ СЃРІРѕРё мысли Рё РІСЃРµ СЃРІРѕРµ усердие своей семье Рё ничего РЅРµ хочет знать, РєСЂРѕРјРµ своей семьи, тогда его семья для него божество. Р? тогда это болезнь души» Рё нарушение заповеди «не сотвори себе кумира»[5].

Христианский брак

Семья вырастает из брака. По православному пониманию, «брак есть таинство, в котором при свободном, пред священником и Церковью, обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей»[6].

Таинство брака существует РІ Церкви СЃ апостольских времен, Рѕ чем, РІ частности, свидетельствуют слова ученика апостолов священномученика Р?гнатия Богоносца, писавшего христианам РІ самом начале II века: «Те, которые женятся Рё выходят замуж, должны вступать РІ СЃРѕСЋР· СЃ согласия епископа, чтобы брак был Рѕ Господе, Р° РЅРµ РїРѕ похоти»[7].

Святитель Р?оанн Златоуст так пишет Рѕ необходимости этого таинства для православных христиан: «Необходимо призвать священников Рё молитвами Рё благословениями утвердить СЃСѓРїСЂСѓРіРѕРІ РІ совместной жизни, чтобы Рё любовь жениха усилилась, Рё целомудрие невесты укрепилось, чтобы РІСЃРµ способствовало водворению добродетели РІ РёС… РґРѕРјРµ, Р° диавольские РєРѕР·РЅРё рассеялись, Рё СЃСѓРїСЂСѓРіРё РІ радости проводили жизнь, соединяемые помощью Божией»[8].

«Первым чудом Христовым, описанным в Священном Писании, было чудо в Кане Галилейской на брачном пире. Оно понимается Церковью как благословение брака, и Евангелие об этом чуде читается в чинопоследовании венчания»[9]. Как говорит святитель Григорий Богослов, «лучше всего, если Сам Христос присутствует на браке, потому что где Христос, там все обретает достоинство, и вода претворяется в вино, то есть все изменяется к лучшему»[10].

Святые отцы многократно подчеркивали высокое достоинство христианского брака, указывая, что он нисколько не закрывает возможности совершенствоваться в благочестии и что, соединенный верой и любовью, он много блага приносит человеку.

Так, святитель Григорий Богослов писал: «Составляя единую плоть, (СЃСѓРїСЂСѓРіРё) имеют Рё РѕРґРЅСѓ душу Рё взаимной любовью пробуждают РґСЂСѓРі РІ РґСЂСѓРіРµ усердие Рє благочестию. Р?Р±Рѕ супружество РЅРµ удаляет РѕС‚ Бога, Р°, напротив, более привязывает, потому что имеет больше побуждений обращаться Рє Нему. Малый корабль Рё РїСЂРё слабом ветре движется вперед… большого же корабля РЅРµ сдвинет легкое дыхание ветра… Так РЅРµ обремененные житейскими заботами имеют меньше нужды РІ помощи великого Бога, Р° тот, кто обязан заботиться Рѕ милой СЃСѓРїСЂСѓРіРµ, имуществе Рё детях, рассекает более обширное РјРѕСЂРµ жизни, ему нужна большая помощь Божия, Рё РѕРЅ сам взаимно более любит Бога… Связанные узами супружества, заменяем РјС‹ РґСЂСѓРі для РґСЂСѓРіР° Рё СЂСѓРєРё, Рё РЅРѕРіРё, Рё слух. Супружество Рё слабого делает РІРґРІРѕРµ сильнее… Общие заботы СЃСѓРїСЂСѓРіРѕРІ облегчают для РЅРёС… СЃРєРѕСЂР±Рё, Рё общие радости восхищают РѕР±РѕРёС…. Для единодушных СЃСѓРїСЂСѓРіРѕРІ Рё богатство делается приятнее, Р° РІ бедности само единодушие приятнее богатства. Для РЅРёС… супружеские СѓР·С‹ служат ключом целомудрия Рё пожеланий, печатью необходимой привязанности»[11].

Рђ РІРѕС‚ Рѕ том же предмете рассуждения святителя Р?оанна Златоуста: «Брак РЅРµ только РЅРµ препятствует Р±РѕРіРѕСѓРіРѕРґРЅРѕР№ жизни, если РјС‹ хотим бодрствовать, РЅРѕ Рё очень способствует укрощению пылкой РїСЂРёСЂРѕРґС‹, РЅРµ позволяя волноваться РјРѕСЂСЋ, РЅРѕ непрестанно направляя ладью РІ пристань»[12]. В«Р?стинное богатство Рё великое счастье, РєРѕРіРґР° РјСѓР¶ Рё жена живут РІ согласии Рё соединены РґСЂСѓРі СЃ РґСЂСѓРіРѕРј как РѕРґРЅР° плоть… Такие СЃСѓРїСЂСѓРіРё, хотя Р±С‹ Рё жили бедно Рё были незнатны, РјРѕРіСѓС‚ быть всех счастливее, потому что РѕРЅРё наслаждаются истинным счастьем Рё всегда живут РІ спокойствии… Живущих РІ таком супружеском СЃРѕСЋР·Рµ ничто РЅРµ может слишком опечалить, нарушить РёС… РјРёСЂРЅРѕРіРѕ счастья. Если есть между мужем Рё женой единодушие, РјРёСЂ Рё СЃРѕСЋР· любви, Рє РЅРёРј стекаются РІСЃРµ блага. Р? злые наветы РЅРµ опасны супругам, огражденным, как великой стеной, единодушием РІ Боге… Это умножает РёС… богатство Рё РІСЃСЏРєРѕРµ обилие; это РІРѕР·РІРѕРґРёС‚ РёС… РЅР° высшую ступень РґРѕР±СЂРѕР№ славы; это привлекает РЅР° РЅРёС… Рё великое Божие благоволение»[13].

В свою очередь святитель Лука Крымский говорил о браке как о своего рода школе любви: «Виды любви различны: есть любовь мужа к жене, жены к мужу, любовь родителей к детям, любовь детей к родителям… Есть самая совершенная степень любви, самая высокая и самая святая – любовь к Богу. Во всяком деле надо постепенно восходить от простого к высшему. Посему брак да послужит нам в целях обучения любви. Любовь супружеская легка, ибо она поддерживается сильным непрестанным стремлением одной плоти к другой, она укрепляется неразрывной телесной связью»[14].

Православная Церковь не только всегда признавала и благословляла брак, но также осуждала как еретиков тех, кто отрицал брак и гнушался им. «Апостол Павел, лично для себя избравший девство и призывавший подражать ему в этом (см.: 1 Кор. 7: 8), тем не менее осуждает “лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак” (1 Тим. 4: 2–3). 51-е Апостольское правило гласит: “Если кто… удаляется от брака… не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв… что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом, хуля, клевещет на создание, – или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от Церкви”. Его развивают 1-е, 9-е и 10-е правила Гангрского Собора: “Если кто порицает брак и гнушается женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, или порицает оную как не могущую войти в Царствие [Божие], да будет под клятвою. Если кто девствует или воздерживается, удаляясь от брака, как гнушающийся им, а не ради самой красоты и святыни девства, да будет под клятвою. Если кто из девствующих ради Господа будет превозноситься над сочетавшимися браком, да будет под клятвою”»[15].

Монашество

Церковь издревле почитает идеал девства ради Бога, воплощенный РІ монашеском пути. Безусловно, монашеский путь является более славным Рё достохвальным, чем брачный, однако это РЅРµ служит РїРѕРІРѕРґРѕРј для уничижения брака. Церковное отношение Рє этому выразил святитель Амфилохий Р?РєРѕРЅРёР№СЃРєРёР№: «Мы РЅРµ РІРЅРѕСЃРёРј вражды между девством Рё браком; напротив, уважаем то Рё РґСЂСѓРіРѕРµ как взаимно полезное. Славно девство, РЅРѕ девство истинное, потому что Рё РІ девстве есть различия: РѕРґРЅРё девы задремали Рё уснули, Р° РґСЂСѓРіРёРµ бодрствовали (СЃРј.: РњС„. 25: 1–13). Достоин похвалы Рё брак, РЅРѕ брак верный Рё честный, поскольку РјРЅРѕРіРёРµ сохранили, Р° РјРЅРѕРіРёРµ Рё РЅРµ сохранили чистоты его»[16].

О причинах того, что монахи в числе трех главных обетов дают обет целомудрия, тем самым отказываясь от вступления в брак, пишет святитель Григорий Нисский: «Вступившим в брачную жизнь неудобно с душевным спокойствием посвящать себя жизни Божественной. А тем, которые совершенно удалились от этой бурной жизни и всякого развлечения, очень легко предаваться высочайшим упражнениям»[17].

Более подробно это объясняет святитель Феофан Затворник: «Монах тот, у кого так устроено внутреннее, что только есть Бог да он, исчезающий в Боге. А так как этому настроению много мешает семейная и гражданская жизнь, то ищущие его удаляются от общества, разрывают или даже совсем не вступают в семейные связи. На это есть указание у Самого Спасителя, именно о безбрачии и совершенном нестяжании»[18].

Р?так, отказ РѕС‚ семейной жизни Сѓ настоящего монаха продиктован РЅРµ презрением Рє браку, Р° стремлением Рє цели, которую достигнуть для него РјРЅРѕРіРѕ удобнее без брака.

Отношения в христианском браке

Должный порядок отношений между мужем и женой описывается в Священном Писании, в частности у апостола Павла: «Муж, оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1 Кор. 7: 3–4); «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви… Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену, любит самого себя… Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа»(Еф. 5: 22–25, 28, 32–33).

Достойно внимания то, как толкует эти слова святитель Лука Крымский: «Как возвеличивает апостол Павел брачный СЃРѕСЋР·! Может ли быть более высокое уподобление брака, чем уподобление его СЃРѕСЋР·Сѓ Христа Рё Церкви? Это вознесение РЅР° недосягаемую высоту святости брачных СѓР· между мужчиной Рё женщиной… Тела мужчины Рё женщины взаимно дополняют РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР°, Рё через это РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ зарождение РЅРѕРІРѕРіРѕ человека РІ РјРёСЂ. РќРѕ РЅРµ плотская любовь должна быть целью брака. Р’ нем РјС‹ должны научиться высшей любви: СЃРІРѕСЋ жену нужно любить РЅРµ Р·Р° плоть, Р° Р·Р° ее чистую душу Рё РґРѕР±СЂРѕРµ сердце. РЈ жены есть то, чего нет Сѓ мужа; РѕРЅР° РґСѓС…РѕРІРЅРѕ дополняет его, Рё наоборот. Потому РІ отношениях между супругами СЃ РѕРіСЂРѕРјРЅРѕР№ силой должны проявляться те особенности РґСѓС…Р°, СѓРјР° Рё сердца, которые свойственны только мужчине Рё только женщине. Грубость мужского сердца восполняется нежностью Рё чистотой сердца жены, РёР±Рѕ сердце женщины гораздо тоньше, способнее Рє РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ любви. Рђ жена… РїСЂРё общении СЃ мужем должна восполнить СЃРІРѕР№ недостаток силы, глубины СѓРјР° его знаниями, его крепкой волей. Мужчина Рё женщина должны стать РІ браке РѕРґРЅРёРј телом Рё РѕРґРЅРѕР№ душой. Р?Р· РёС… СЃРѕСЋР·Р° должно родиться нечто высшее, соединив РІСЃРµ РґРѕР±СЂРѕРµ Рё великое, что есть РІ каждом РёР· РЅРёС…. Это ли РЅРµ обогащение?! Это ли РЅРµ благодать Божия?! РќРµ РІ этом ли РІСЃСЏ тайна брака, глубочайшее значение брачного СЃРѕСЋР·Р°?В»[19]

О необходимости беречь в браке взаимную любовь говорит и святитель Феофан Затворник: «Берегите с женою взаимно свою любовь. В этом источник счастливой семейной жизни. Но надо блюсти его, чтобы не засорился»[20].

Рћ разделении обязанностей между мужем Рё женой свидетельствовал святитель Р?оанн Златоуст: «Муж должен думать Рѕ том, чтобы делами Рё словами насаждать РІ РґРѕРјРµ благочестие; Рё жена пусть наблюдает Р·Р° РґРѕРјРѕРј, РЅРѕ РєСЂРѕРјРµ этого занятия РѕРЅР° должна иметь РґСЂСѓРіСѓСЋ, более настоятельную заботу Рѕ том, чтобы РІСЃСЏ семья трудилась для Царства Небесного»[21].

Однако уже давно, СЃ прошлого века, РІ обществе РІСЃРµ более устанавливается иная модель внутрисемейных отношений, чем указана Сѓ апостола. Подробнее РѕР± этом РіРѕРІРѕСЂРёС‚ святитель Лука Крымский: «“Жены, повинуйтесь СЃРІРѕРёРј мужьям, как Господу, потому что РјСѓР¶ есть глава жены” (Еф. 5: 22–23).Это значит, что жена должна быть РІ любовном, тихом, СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРј подчинении мужу. РљРѕРіРґР° РјС‹ РіРѕРІРѕСЂРёРј Рѕ подчинении, тотчас люди гордые, Рё РІ особенности гордые женщины, воспламеняются негодованием. РћРЅРё РЅРµ хотят слышать даже Рѕ повиновении РІ любви, требуют полного равенства между мужем Рё женой… [РќРѕ] Сѓ женщины, соответственно глубочайшим особенностям ее телесной организаций, есть великое назначение, которого нету мужчины, – деторождение Рё, следовательно, воспитание детей. Р?Р±Рѕ нельзя родить дитя Рё бросить его; РЅР° родителях Рё, прежде всего, РЅР° матери лежит святейшая обязанность – вырастить ребенка Рё дать ему воспитание. Р’СЃРµ великое, вечное, святое всегда должно ставиться РІРѕ главу угла. Поэтому необходимо, чтобы РІ жизни женщины эта важнейшая задача занимала первое место… Рљ сожалению, РІ результате установления полного равенства женщин СЃ мужчинами РІРѕ всех областях физического Рё умственного труда, воспитание детей РІ семье находится РІ плачевном состоянии… Кто же воспитывает детей РІ таких семьях, РіРґРµ Рё отец, Рё мать занимают важные общественные должности, СЃ утра РґРѕ ночи РЅР° работе Рё РЅРµ имеют РЅРё времени, РЅРё СЃРёР», РЅРё возможности заниматься детьми? Р’ РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРј большинстве случаев – никто… Рђ такая семья, РІ которойнекому заниматься воспитанием детей, РЅРµ составляет единого неразрывного РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ целого, отчего РЅРµ может быть благополучия РЅРё РІ обществе, РЅРё РІ государстве. Неблагополучно РІ семье, если женщина берет РЅР° себя роль мужчины, отказываясь РѕС‚ тех святых семейных обязанностей, Рє которым предназначил ее Сам Бог»[22].

Православное учение о разводе

Святитель Р?оанн Златоуст пишет: «Разводиться дело противное как РїСЂРёСЂРѕРґРµ, так Рё Божественному закону. РџСЂРёСЂРѕРґРµ – поскольку рассекается РѕРґРЅР° плоть, закону – поскольку РІС‹ покушаетесь разделить то, что Бог соединил Рё РЅРµ велел разделять»[23]. РћРЅ же советует терпеть Рё стараться исправить недостатки СЃСѓРїСЂСѓРіР°, вместо того чтобы спешить разрушать брак: «Как РІРѕ время болезни РјС‹ РЅРµ отсекаем больного члена, Р° исцеляем его, так будем поступать Рё СЃ женой. Если есть РІ ней какой-РЅРёР±СѓРґСЊ РїРѕСЂРѕРє, то РЅРµ жену отвергай, РЅРѕ истребляй РїРѕСЂРѕРєВ»[24].

Сходный совет дает и святитель Филарет Московский: «Не может ли нужда извинить отступление от брачного закона, например когда от несчастного супружества ищут другого супружества? – Никак. Что может быть несчастнее мужа, у которого жена безумна до такой степени, что ее нужно держать на цепи? Но правило церковное говорит, что и в сем случае он не должен оставлять ее и искать другой. Кого несчастное супружество постигло по неисповедимой судьбе Божией, тот должен терпеть оное как испытание от Бога, а кого – вследствие нерассудительного выбора, тот должен терпеть оное как наказание за свою безрассудность»[25].

Р?Р· этих слов РІРёРґРЅРѕ, что «Церковь настаивает РЅР° пожизненной верности СЃСѓРїСЂСѓРіРѕРІ Рё нерасторжимости православного брака, основываясь РЅР° словах Господа Р?РёСЃСѓСЃР° Христа: “Что Бог сочетал, того человек РґР° РЅРµ разлучает… Кто разведется СЃ женою своею РЅРµ Р·Р° прелюбодеяние Рё женится РЅР° РґСЂСѓРіРѕР№, тот прелюбодействует; Рё женившийся РЅР° разведенной прелюбодействует” (РњС„. 19: 6, 9). Развод осуждается Церковью как грех, РёР±Рѕ РѕРЅ РїСЂРёРЅРѕСЃРёС‚ тяжкие душевные страдания Рё супругам (РїРѕ меньшей мере, РѕРґРЅРѕРјСѓ РёР· РЅРёС…), Рё особенно детям. Крайне беспокоит современное положение, РїСЂРё котором расторгается весьма значительная часть браков, особенно среди молодежи…

Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. В случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение, молитва, участие в таинствах) оберегать целостность брака и предотвращать развод…

Р’ 1918 РіРѕРґСѓ Поместный РЎРѕР±РѕСЂ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Православной Церкви РІ “Определении Рѕ поводах Рє расторжению брачного СЃРѕСЋР·Р°, освященного Церковью” признал РІ качестве таковых, РєСЂРѕРјРµ прелюбодеяния Рё вступления РѕРґРЅРѕР№ РёР· сторон РІ новый брак, также отпадение СЃСѓРїСЂСѓРіР° или СЃСѓРїСЂСѓРіРё РѕС‚ Православия, противоестественные РїРѕСЂРѕРєРё, неспособность Рє брачному сожитию, наступившую РґРѕ брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение Рє наказанию, соединенному СЃ лишением всех прав состояния, посягательство РЅР° жизнь или Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ СЃСѓРїСЂСѓРіРё либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод РёР· непотребств СЃСѓРїСЂСѓРіР°, неизлечимую тяжкую душевную болезнь Рё злонамеренное оставление РѕРґРЅРѕРіРѕ СЃСѓРїСЂСѓРіР° РґСЂСѓРіРёРј. Р’ настоящее время этот перечень оснований Рє расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание РЎРџР?Дом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта РїСЂРё несогласии мужа» [26].

Если распад брака является свершившимся фактом, а восстановление семьи не признается возможным, по снисхождению также допускается церковный развод, который по сути является не отменой таинства брака со стороны Церкви, а лишь констатацией того факта, что этого брака больше не существует, он разрушен одним или обоими бывшими супругами.

Второй брак

«Поскольку брачный союз христианский есть таинство и образ союза Христа с Церковью, то совершенный брачный союз может быть только один, так как Христос имеет единую только невесту – Церковь, и Церковь – только единого жениха, Христа… Отсюда мудрость Православной Церкви заключается в том, что она для всех христиан совершенным признает один брак. Второй брак допускает она по снисхождению к немощи человеческой, а третий допускает неохотно, с епитимией, как не свободный от греха, отвращая сим несовершенным делом большее зло – любодеяние вне брака»[27].

«Как девство лучше брака, так первый брак лучше второго», – пишет святитель Р?оанн Златоуст[28]. Православная Церковь РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ считала второй брак полноценным браком, Рё для того чтобы отделить его РѕС‚ первого брака, возникает чин венчания второбрачных, который имеет существенные отличия. Если венчальные молитвы торжественные Рё радостные, то молитвы Рѕ второбрачных имеют всегда покаянный смысл.

Можно привести слова, касающиеся этого вопроса, из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви: «Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается»[29].

Отношение к детям

«Рождение детей сделалось величайшим утешением для людей, когда они стали смертными. Поэтому-то и человеколюбивый Бог, чтобы сразу смягчить наказание прародителей и ослабить страх смерти, даровал рождение детей, являя в нем… образ воскресения»[30].

«Слово Божие признает детей не столько достоянием родителей, сколько собственностью Божией: “Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева” (Пс. 126: 3). Какая мать могла когда-либо сказать: буду иметь плод? Какой отец мог сказать: буду иметь сына?.. Зачатие и рождение совершаются не без Промысла Божия; то и другое есть Божие дело, Божий дар»[31].

РќРѕ этот дар налагает серьезную ответственность РЅР° родителей, Рѕ чем хорошо РіРѕРІРѕСЂРёС‚ святитель Р?оанн Златоуст: «Не РѕРґРЅРѕ рождение делает отцом, РЅРѕ хорошее образование; РЅРµ ношение РІРѕ чреве делает матерью, РЅРѕ РґРѕР±СЂРѕРµ воспитание… Если рождаемые тобою дети получат надлежащее воспитание Рё твоими заботами наставлены Р±СѓРґСѓС‚ РІ добродетели, это будет началом Рё основанием твоему спасению, Рё, РєСЂРѕРјРµ награды Р·Р° собственные добрые дела, ты получишь великую награду Р·Р° РёС… воспитание»[32]. Напротив, как свидетельствует преподобный Симеон Новый Богослов, «если родители РЅРµ оказывают должного попечения Рѕ детях, РЅРµ учат РёС… разуму, РЅРµ внушают РёРј добрых правил, то души детей Р±СѓРґСѓС‚ взысканы РѕС‚ СЂСѓРє РёС…В»[33]. «Нерадение Рѕ детях – больший РёР· всех грехов, РѕРЅ РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє крайнему нечестию. Хотя Р±С‹ РІСЃСЏ наша жизнь была благополучна, РјС‹ подвергнемся строгому наказанию, если РЅРµ радеем Рѕ спасении детей»[34].

«Кто хочет хорошо воспитать детей, воспитывает их в строгости и трудах»[35]. «Хорошее воспитание не в том, чтобы сначала дать развиться порокам, а потом стараться изгнать их. Надо принимать все меры, чтобы сделать нашу природу недоступной для пороков»[36].

Более же всего, как советует святитель РўРёС…РѕРЅ Задонский, нужно учить собственным примером, «ибо дети особенно подражают жизни родителей, что замечают РІ РЅРёС…, то Рё сами делают, РґРѕР±СЂРѕРµ будет или РґСѓСЂРЅРѕРµ, что РІРёРґСЏС‚. Поэтому родителям нужно самим беречься РѕС‚ соблазнов Рё пример добродетельной жизни подавать СЃРІРѕРёРј детям, если хотят РёС… наставить РІ добродетели. Р?наче РЅРё РІ чем РЅРµ преуспеют. Р?Р±Рѕ дети больше смотрят РЅР° жизнь родителей Рё отражают ее РІ СЃРІРѕРёС… юных душах, чем слушают РёС… слова»[37].

«Детей вы обязаны учить, а от детей сами должны учиться, по сказанному от Самого Господа: “аще не будете, яко дети, не внидите в Царствие Небесное”. А святой апостол Павел протолковал это так: “Не дети бывайте умом, но злобою младенчествуйте; умы же совершении бывайте”»[38].

«Для вас довольно будет и того, если вы позаботитесь воспитать детей своих в страхе Божием, внушить им православное понятие и благонамеренными наставлениями оградить их от понятий, чуждых Православной Церкви. Что вы благoe посеете в душах своих детей в их юности, то может после прозябнуть в сердцах их, когда они придут в зрелое мужество, после горьких школьных и современных испытаний, которыми нередко обламываются ветви благого домашнего христианского воспитания… Как мать чадолюбивая, сами передавайте сведения об этих предметах вашим детям, как умеете. Вас в этом заменить никто не может… слова матери более могут действовать на них, нежели слово постороннего человека. Наставления других действуют на ум, а наставления матери – на сердце»[39].

Стоит ли наказывать детей? Священное Писание РіРѕРІРѕСЂРёС‚ вполне определенно: «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, Рё РЅРµ возмущайся РєСЂРёРєРѕРј его» (Притч. 19: 18). Рђ РІРѕС‚ что РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ РѕР± этом святые отцы: «Наставляй добродушно; обличай кротко Рё РјРёСЂРЅРѕ; наказывай умеренно Рё СЃ сожалением»; «надобно вести детей РѕС‚ ограничения СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рє расширению ее. Р?наче сделавшийся слишком свободным слишком рано, РєСѓРґР° направится далее СЃ СЃРІРѕРёРј желанием поступления вперед Рё возрастающего удовлетворения? РќРµ будет ли РѕРЅ РІ искушении поколебать справедливые пределы разумной Рё законной СЃРІРѕР±РѕРґС‹?В»[40]

Отношение к родителям

Рћ почитании родителей многократно говорится РІ Священном Писании. «“Уважающий мать СЃРІРѕСЋ – как приобретающий сокровища… почитающий отца будет иметь радость РѕС‚ детей СЃРІРѕРёС…, РІ день молитвы своей будет услышан” (РЎРёСЂ. 4: 4–5). РљСЂРѕРјРµ того, такой человек будет РІ этой жизни счастлив Рё долголетен, как РіРѕРІРѕСЂРёС‚ РѕР± этом заповедь Божия: “Почитай отца твоего Рё мать твою, (чтобы тебе было хорошо Рё) чтобы продлились РґРЅРё твои РЅР° земле” (Р?СЃС…. 20: 12), Рё еще: “Уважающий отца будет долгоденствовать” (РЎРёСЂ. 4: 6). Р РѕРґ его также будет долговечным, “ибо благословение отца утверждает РґРѕРјС‹ детей” (РЎРёСЂ. 4: 9). Если РѕРЅ Рё впадает РІ какое-либо несчастье или случится СЃ РЅРёРј печаль, то РѕРЅ СЃРєРѕСЂРѕ освободится РѕС‚ РЅРёС…, как РіРѕРІРѕСЂРёС‚ РѕР± этом Писание: “Милосердие Рє отцу РЅРµ забыто; несмотря РЅР° грехи твои, благосостояние твое умножится” (РЎРёСЂ. 4: 14)В»[41].

Р’ Писании РјС‹ РІРёРґРёРј Рё пример должного отношения Рє матери. Господь Р?РёСЃСѓСЃ Христос СЃ детства был РІ повиновении Сѓ Своей Матери (СЃРј.: Лк. 2: 51). Р?Р· послушания Ей РћРЅ совершил Рё РЎРІРѕРµ первое чудо (СЃРј.: Р?РЅ. 2: 1–11). Почтение Рє матери Господь называл РІ числе самых важных заповедей, соблюдение которых необходимо для желающего наследовать жизнь вечную (СЃРј.: РњС„. 19: 19), Рё напротив, именно Р·Р° нарушение заповеди Рѕ почтении Рє матери РћРЅ порицал современных Ему фарисеев (СЃРј.: РњС„. 15: 4–6). Р?Р· сострадания Рє матери, единственного сына которой выносили мертвым РЅР° носилках, РћРЅ совершил чудо, воскресив его РёР· мертвых (СЃРј.: Лк. 7: 12–15), тем самым СЏРІРёРІ знак Своего милосердия РєРѕ всему материнству. Наконец, Господь, даже пребывая РІ страшных муках РЅР° кресте, РЅРµ переставал заботиться Рѕ Своей Матери, передав Ее РЅР° попечение РѕРґРЅРѕРјСѓ РёР· РЎРІРѕРёС… учеников (СЃРј.: Р?РЅ. 19: 26–27).

Ученики Христовы, составившие Новый Завет, имея перед собой образец Христовой любви к Богородице, с особенной силой утверждали необходимость почтения к матери: «Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6: 2–3). Апостол Павел особенно упоминал в своих посланиях: «Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою» (Рим. 16: 13). В другом месте, перечисляя наиболее скверные грехи, апостол ставит грех оскорбления матери перед убийством, мужеложством и другими грехами (см.: 1 Тим. 1: 9).

Что же касается слов Спасителя: «Если кто РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ РєРѕ РњРЅРµ Рё РЅРµ возненавидит отца своего Рё матери, Рё жены Рё детей, Рё братьев Рё сестер, Р° притом Рё самой жизни своей, тот РЅРµ может быть РњРѕРёРј учеником» (Лк. 14: 26), то блаженный Феофилакт Болгарский так объясняет РёС…: «Смотри же, РІ простоте своей Рё неопытности РЅРµ соблазнись СЃРёРј изречением. Р?Р±Рѕ Человеколюбец РЅРµ бесчеловечию учит, РЅРµ самоубийство внушает, РЅРѕ хочет, чтобы искренний Его ученик ненавидел СЃРІРѕРёС… родных тогда, РєРѕРіРґР° РѕРЅРё препятствуют ему РІ деле богопочитания Рё РєРѕРіРґР° РѕРЅ РїСЂРё отношениях Рє РЅРёРј находит затруднения РІ совершении РґРѕР±СЂР°. Напротив, РєРѕРіРґР° РѕРЅРё РЅРµ препятствуют сему, РћРЅ учит даже почитать РёС… РґРѕ последнего издыхания»[42]. Христианская традиция учит понимать эти слова Господа РІ свете РґСЂСѓРіРѕР№ Его фразы: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, РЅРµ достоин Меня» (РњС„. 10: 37).

Святитель РўРёС…РѕРЅ Задонский пишет: «Дети должны проявлять РІСЃСЏРєСѓСЋ благодарность родителям, РѕС‚ которых жизнь, наставление Рё РІСЃРµ, что имеют, получили. Благодарность эта состоит РІ следующем: РІРѕ РІСЃСЏРєРёС… нуждах РёРј помогать; РєРѕРіРґР° РЅРµ имеют средств, кормить Рё одевать РёС…; РІ старости, РІ болезни или РІ РґСЂСѓРіРѕРј случае прикрывать или извинять РёС… немощи, как сделали РЎРёРј Рё Р?афет, сыновья РќРѕСЏ (СЃРј.: Быт. 9: 23), которые прикрыли наготу своего отца… Святой апостол учит: “Дети, будьте послушны родителям вашим РІРѕ всем” (РљРѕР». 3: 20). Послушание же это тогда нужно, РєРѕРіРґР° родители учат детей тому, что согласно слову Божию, Р° РЅРµ противоречит ему… Если же РѕРЅРё повелевают противное слову Божию, того РЅРё РІ коем случае нельзя слушать, поскольку несравненно более должно быть почитаемо Божие повеление, чем родительское. РћР± этом Христос, Сын Божий, учил РІ святом Евангелии: “Кто любит отца или мать более, нежели Меня, РЅРµ достоин Меня” (РњС„. 10: 37)В»[43].

Стоит привести Рё слова святителя Филарета РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ: «Когда родители, СЃСЂРѕРґРЅРёРєРё, наставники, начальники требуют РѕС‚ вас того, что противно мудрованию вашему, вашей склонности, вашему РІРєСѓСЃСѓ, РЅРѕ что нужно, или полезно, или, РїРѕ крайней мере, безвредно, пожертвуйте мудрованием вашим, вашей склонностью, вашим РІРєСѓСЃРѕРј обязанности повиновения; вспомните Р?РёСЃСѓСЃР°, Премудрость Божию, Который Р±Рµ РїРѕРІРёРЅСѓСЏСЃСЏ Р?осифу древоделю (Лк. 2: 51)В»[44].

Приведенные здесь святоотческие наставления хотя не охватывают всех сфер семейной жизни и семейных вопросов, тем не менее могут принести несомненную пользу современным православным христианам.

Юрий Максимов

[1] Творения иже РІРѕ святых отца нашего Р?оанна Златоуста. Рў. 4. РЎРџР±., 1898. РЎ. 770.

[2] См.: Феофан Затворник, святитель. Письма. II. 328; I. 131.

[3] Там же. I. 189.

[4] См.: Амвросий Оптинский, преподобный. Советы супругам и родителям.

[5] См.: Николай Сербский, святитель. Десять Божиих заповедей. 2.

[6] Филарет Московский, святитель. Катехизис. СПб., 1886. С. 74.

[7] РЎРј.: Р?гнатий Богоносец, святой. Рљ Поликарпу. 5.

[8] Творения иже РІРѕ святых отца нашего Р?оанна Златоуста. Рў. 4. РЎ. 539.

[9] Владимир Воробьев, протоиерей. Православное учение о браке // Вестник пастырского семинара. 1996. № 2.

[10] Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова. Т. 6. М., 1848. С. 293.

[11] Там. же. Т. 5. М., 1847. С. 59, 60.

[12] Творения иже РІРѕ святых отца нашего Р?оанна Златоуста. Рў. 4. РЎ. 194.

[13] Там же. С. 418, 422.

[14] РЎРј.: Лука Крымский, святитель. В«Р? Р±СѓРґСѓС‚ РґРІРѕРµ РѕРґРЅР° плоть» // Лука Крымский, святитель. Евангельское злато. Рњ., 2007.

[15] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Х, 1.

[16] Цит. по: Григорий Дьяченко, священник. Уроки и примеры христианской веры. СПб., 1900. С. 608.

[17] Творения иже во святых отца нашего Григория Нисского. Т. 7. М., 1865. С. 284.

[18] См.: Феофан Затворник, святитель. Монашество // Феофан Затворник, святитель. Созерцание и размышление.

[19] РЎРј.: Лука Крымский, святитель. В«Р? Р±СѓРґСѓС‚ РґРІРѕРµ РѕРґРЅР° плоть».

[20] См.: Феофан Затворник, святитель. Письма. I, 147.

[21] Творения иже РІРѕ святых отца нашего Р?оанна Златоуста. Рў. 7. РЎРџР±., 1901. РЎ. 782.

[22] РЎРј.: Лука Крымский, святитель. В«Р? Р±СѓРґСѓС‚ РґРІРѕРµ РѕРґРЅР° плоть».

[23] Творения иже РІРѕ святых отца нашего Р?оанна Златоуста. Рў. 7. РЎ. 635.

[24] Творения иже РІРѕ святых отца нашего Р?оанна Златоуста. Рў. 3. РЎРџР±., 1897. РЎ. 227.

[25] Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского. Т. 5. Ч. 1. С. 71.

[26] См.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Х, 3.

[27] Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского. С. 220.

[28] Творения иже РІРѕ святых отца нашего Р?оанна Златоуста. Рў. 1. РЎРџР±., 1895. РЎ. 389.

[29] См.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Х, 3.

[30] Творения иже РІРѕ святых отца нашего Р?оанна Златоуста. Рў. 4. РЎ. 162.

[31] Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 4. М., 1882. С. 269.

[32] Творения иже РІРѕ святых отца нашего Р?оанна Златоуста. Рў. 4. РЎ. 781, 783.

[33] Преподобного Симеона Нового Богослова слова. М., 1892. Вып. 1. С. 93.

[34] Творения иже РІРѕ святых отца нашего Р?оанна Златоуста. Рў. 1. РЎ. 82–83.

[35] Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского. М., 1859. Т. 3. С. 139.

[36] Творения иже РІРѕ святых отца нашего Р?оанна Златоуста. Рў. 1. РЎ. 118.

[37] Р?оанн (Маслов), архимандрит. Симфония РїРѕ творениям святителя РўРёС…РѕРЅР° Задонского. Загорск, 1981. РЎ. 377–378.

[38] См.: Амвросий Оптинский, преподобный. Советы супругам и родителям.

[39] Там же.

[40] Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 5. М., 1885. С. 474, 475.

[41] Творения иже во святых отца нашего святителя Димитрия Ростовского. СПб., б.г. С. 327–328.

[42] Феофилакт Болгарский, блаженный. Благовестник. М., 2002. Кн. 1. С. 532–533.

[43] Р?оанн (Маслов), архимандрит. Симфония РїРѕ творениям святителя РўРёС…РѕРЅР° Задонского. РЎ. 605–606.

[44] Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 3. М., 1877. С. 114.

Православие.Ru


 

Венчальная картинка

Цветы ...
СвадеР...

Фотогалерея