Венчание Статьи о венчании Церковный развод в православии
Церковный развод РІ православии Печать E-mail
Автор: Митрополит Александр   

Венчание в ЦерквиМы знаем, что супруги соединены Богом – нераздельны. Однако в жизни мы встречаем практику развода, второго и даже третьего брака. Какова позиция Православной Церкви в отношении этого явления?

Православная Церковь подчеркивает пожизненную верность СЃСѓРїСЂСѓРіРѕРІ Рё нерушимость православного брака, опираясь РЅР° слова Господа Р?РёСЃСѓСЃР° Христа: «Что Бог соединил, того человек пусть РЅРµ разлучает... Кто разведется СЃ женою своею РЅРµ РїРѕ РІРёРЅРµ прелюбодеяния, Рё вступит РІ брак СЃ РґСЂСѓРіРѕР№, тот прелюбодействует; Рё кто женится РЅР° разведенной, тот прелюбодействует» — читаем РІ Евангелии РѕС‚ Матфея.

Развод осуждается Церковью как грех, РёР±Рѕ РѕРЅ причиняет тяжкие душевные страдания Рё супругам (РїРѕ крайней мере РѕРґРЅРѕР№ стороне), Рё особенно детям. Очень беспокоит современное положение, РїСЂРё котором разрывается весьма значительная часть браков, особенно среди молодежи. Происходящее становится настоящей трагедией для личности Рё народа. Единственным возможным основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, оскверняющее святость брака Рё нарушающее СЃРІСЏР·СЊ супружеской верности. Р’ случае конфликтов между мужчиной Рё женщиной Церковь РІРёРґРёС‚ СЃРІРѕСЋ пастырскую задачу РІ том, чтобы всеми присущими ей средствами (наставление, молитва, участие РІ Таинствах) оберегать целостность брака Рё предотвращать развод. Священнослужители также призваны проводить беседы СЃ желающими жениться, РѕР±СЉСЏСЃРЅСЏСЏ РёРј важность Рё ответственность такого шага. Рљ сожалению, РёРЅРѕРіРґР° РїРѕ причине греховного несовершенства СЃСѓРїСЂСѓРіРё РјРѕРіСѓС‚ оказаться неспособными удержать дар благодати, воспринятой РёРј РІ Таинстве Брака, Рё сохранить единство семьи. Желая спасения всех, Церковь предоставляет возможности исправления Рё готова после осознания собственного несовершенства СЃРЅРѕРІР° допустить Рє Таинству РІРµРЅС‡Р°РЅРёСЏ.

Венчание в Церкви

Показания к церковному разводу

Законы Византии, установленные христианскими императорами и не отрицаемые Церковью, предусматривали разные основания для развода. До сих пор основаниями к расторжению брачного союза, освящённого Церковью, кроме прелюбодеяния и новой женитьбы одной из сторон, признавались также отпадения мужчины или женщины от Православия, противоестественные изъяны, неспособность к супружескому сожительству, существовавшая до женитьбы, или наступившая вследствие умышленного самоизлечения, заболевания проказой или другими инфекционными болезнями, несовместимыми с супружеским сожительством, продолжающееся безвестное отсутствие, судебное наказание, связанное с лишением всех прав состояния, покушение на жизнь или здоровье женщины или детей, снохатство, сводничество, извлечение доходов из непотребств супруга, неизлечимая тяжелая душевная болезнь и злонамеренное оставление мужчиной женщины, или женщиной мужчины. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как медицински удостоверенные хронический алкоголизм и наркомания, осуществление женщиной аборта при несогласии мужчины.

С целью духовного воспитания вступающих в брак и содействия укреплению супружеских связей священники призываются к тому, чтобы в беседе, предшествующей совершению Таинства Брака, подробно разъяснять жениху и невесте идею нерушимости церковного брачного союза, подчеркивая, что развод, как чрезвычайная мера может иметь место только в случае совершения супругами действий, определенных Церковью как основания для развода. Согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради ублажения капризов или для «подтверждения» гражданского развода (по факту, а не основанием). Впрочем, если нарушение брака является свершившимся фактом — особенно при раздельном проживании супругов, — а возрождение семьи невозможно, из пастырского снисхождения также разрешается церковный развод.

Повторное венчание

Церковь не одобряет второй брак. Однако после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается для невинной стороны. Лицам, первый брак которых был расторгнут по их вине, второе бракосочетание разрешается только при условии покаяния и исполнения епитимии, наложенной согласно каноническим правилам. В тех чрезвычайных случаях, когда разрешается третий брак, срок епитимии, по правилам святого Василия Великого, увеличивается. Подлежат осуждению действия тех духовников, которые запрещают своим духовным чадам вторую женитьбу на том основании, что второй брак якобы не одобряется Церковью; запрещают супругам развод в том случае, когда в силу тех или иных обстоятельств семейная жизнь становится для них невозможной. В своем отношении ко второму браку Православная Церковь руководствуется словами апостола Павла: «Соединился ли ты с женщиной? Не ищи развода. Остался ли без женщины? Не ищи жену. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девушка выйдет замуж, не согрешит... Жена связана законом, пока жив ее муж; если же умер ее муж, она свободна выйти замуж за кого хочет, только в Господе» – так пишет апостол павел в своем послании к Коринфянам.

Митрополит Переяславско-Вишневский Александр


 

Венчальная картинка

СвадеР...
УкрашР...

Фотогалерея